Знание полезно как в этом мире, так и в Ахирате!

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Всевышний Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая часть её была плотной, она задержала на себе воду, и Всевышний Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Всевышнего Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Всевышний Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Всевышнего Аллаха, с которым я был направлен к людям». (Бухари)

Нет сомнения в том, что знание и руководство даст плоды как в этом мире, так и в Ахирате, когда введет своего обладателя в джаннат!

Толығырақ ...

Ученые – защитники уммы

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Эта умма будет придерживаться велений Всевышнего Аллаха и не навредят им те, кто противится им, до тех пор, пока не сбудется приказ Всевышнего Аллаха». (Бухари)

То есть, вплоть до Судного дня никто не сможет нанести вред мусульманам, пока среди них будут ученые, которые придерживаются сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

- Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) позволил зависть лишь в двух вещях, одним из которых является обладание знанием.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Не следует завидовать никому, кроме обладателей двух качеств: человеку, которому Всевышний Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом, и человеку, которому Всевышний Аллах даровал мудрость и который судит на основании этой мудрости и передаёт её другим». (Бухари)

Под «мудростью» в этом хадисе подразумевается Коран. То есть высшая ступень знания.

Толығырақ ...

Как следует проводить Курбан айт?

Айт (по арабский «`ид») означает: повторение, польза. У мусульман есть два больших праздника. Это – `Ид Аль-Фитр (Праздник разговения) и `Ид Аль-Адха (Праздник жервоприношения). И по причине того, что эти два праздника повторяются каждый год, они и обозначаются как «`ид» (праздник).

«Курбан» означает: приближение, близость. И из сочетания двух арабских слов, «`ид» и «курбан», и состоит название праздника, который мы называем «Курбан айт». Из сказанного нетрудно понять, что словосочетние «Курбан айт» означает: праздник приближения ко Всевышнему, посредством закалывания жертвенного животного.

Согласно источникам, заслуживающих доверия, пророку Ибрахиму (мир ему) восьмого числа месяца Зуль-Хиджи приснился сон, в котором он приносил в жертву своего сына Исмаила (мир ему). Проснувшись он стал раздумывать о том, что означает этот сон. Поэтому этот день, то есть восьмое число месяца Зуль-Хиджи, называется «яумут-таруийа» (день, когда ему приснился вещий сон).

На следующий бень Ибрахиму (мир ему) приснился тот же сон. И тогда Ибрахим (мир ему) понял, что ни что иное, как приказ Всевышнего. По этой причине девятое число месяца Зуль-Хиджа называется «яумуль-арфа» (день познания истины). И на следующий день, то есть десятого числа месяца Зуль-Хиджи, пророк Ибрахим (мир ему) уведет своего сына Исмаила (мир ему), чтобы принести его в жертву. И этот день называется «яумун-нахр» (день закалывания). Впоследствии этот день был унаследован мусульманской уммой в качестве Курбан айта. И именно десятого числа месяца Зуль-Хиджы каждый мусульманин, которому предписано жертвоприношение, закалывает жертвенного животного.

Суть Курбан айта заключается в готовности подчинения воле Всевышнего Аллаха. То есть в закалывании жертвенного животного.

Празднование Курбан айта уммой Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) началось во втором году по хиджре.

В чем отличие праздника Курбан айт от других праздников, которые празднуются нами в настоящее время? Курбан айт – праздник, установленный самим Всевышним Создателем.

Пять дней месяца зуль-Хиджы, с 9-го по 13-ое число, являются «айамут-ташрик» (днями ташрик). В эти дни, начиная с утреннего намаза 9-го Зуль-Хиджи до намаза аср 13-го Зуль-Хиджы, после каждой предписанной части (фарда) намаза произносится такбир.

Что же касается возниковения названия «айамут-ташрик», то само слово «ташрик» означает: выставлять на солнце, вялить на солнце. Арабы имели привычку вялить мясо жертвенных животных на солнце. Впоследствии это название этого действия сложилось в качестве названия дней, в которые после намаза произносится такбир.

В книгах по фикху очень подробно излагаются адабы (этические нормы) праздничных дней. Но сегодня мы решили рассказать лишь об этичкских нормах, касающихся Курбан айта.

1. Произношение такбира. Обычно под словом такбир подразумевается произношение выражения «Аллаху акбар» (Аллах велик). Но в дни ташрик, которые непосредственно связаны с Курбан айтом, произносится особый вид такбира: Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха иллял-лаху уал-лаху акбар. Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд.Произношение этого такбира, который называется такбир ташрик, является мустахабом. То есь, поощряемым действием.

Относительно такбира в дни айта Всевышний сказал: «Поминайте Аллаха в установленные дни». («Аль-Бакара», 203 аят)

Абдуллах ибн Аббас, а также его ученик Икрима (да будет доволен ими Аллах), «установленные дни» дни разъясняли, как дни Курбан айта.

На основе этого аята ученые говорят, что в дни ташрик следует произносить такбир ташрик как можно чаще. То есть при каждом удобном случае. К примеру, по дороге в мечеть, возвращаясь домой и т.п.

После совершения предписанной части намаза с джамаатом произношение такбира ташрик бязательно. Если имам забыл произнести, муктади (человек из джамаата) может напомнить ему о такбире, произнеся его вслух. При этом следует быть внимательным, чтобы между приветствием намаза и произношением такбира не было совершенио действия, делающего намаз не действительным.

2. Ночь айта следует проводить в поклонении. Под ночью айта подразумевается ночь с 9-го на 10-ое Зуль-Хиджи. Следует помнить, что айту присущи свои достоинства. Поэтому если не всю ночь, то хотя бы определенную часть ночи айта желательно провести за чтением Корана, совершением намаза, зикра и т.п. Ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сердце того, кто ради лика Всевышнего проведет ночи двух айтов в поклонении, не умрет в тот день, когда другие сердца будут мертвы». («Сунану Ибн Маджа», 1782)

3. Совершение гусла (полного омовения). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал гусл в день Праздника разговения и в день Курбан айта». («Сунану Ибн Маджа», 1315)

4. Частое применение мисуака. Применение мисуака непосредственно перед намазом является сунной. И эта сунна касаема и айт намаза.

5. Принаряживание себя в честь айта. Это является сунной. Для айта желательно одеть самую красивую одежду. Облачаться в новую одежду является мустахабом. И это является признаком уважения к дню, который Всевышний Аллах определил для нас в качестве праздника.

Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в пятницу, а также в дни айта, одевал хибару. Хибара – одежда в виде плаща, которая изготавливалась в Йемене. Во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Йемене было сильно развито текстильное производство. Поэтому одежда из Йемена очень ценилась.

Сподвижники (да будет доволен им Аллах), следуя сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), также одевали в честь айта самую красивую одежду.

Женщинам же, которые посещают айт намаз, следует одеваться как можно скромнее, чтобы не притягивать к себе взглядов мужчин.

6. Применение благовоний. Это тоже является сунной. Айт намаз является собранием джамаата. Поэтому применение благовоний при посещений больших собраний относится к исламской этике.

7. Не принимать пищу до совершения айт намаза. Эта сунна относится к Курбан айту. Так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день Курбан айта ничего не ел до совершения айт намаза. («Тухфату Аль-Ахуази») Суть такого действия в том, чтобы сначала поесть мяса жертвенного животного.

В некоторых местах существует обычай сначала испробовать определенную часть мяса жертвенного животного. К примеру, печень или же почки. Это лишь обычай определенного народа. Шариат же не обязывает к этому.

8. Присутствие на айт намазе. Совершение айт намаза каждым мусульманином, которому предписан пятикратный намаз, является уаджибом. Поэтому здесь речь идет о тех, кому не предписано совершение намаза джамаатом. К примеру, дети, путники, женщины. И эта традиция существует со времен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

9. Стараться выходить на айт намаз как можно пораньше. Следует помнить, что чем раньше вурующий приходит на намаз, тем больше ему записывается воздаяний. И это касается не только айт намаза, но ежедневной пятикратной молитвы.

10. Следует прийти на айт намаз по одной дороге, а возвращаться по другой, что также является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Суть этого в следующем:

- увеличение числа шагов, которые в Судный день будут свидетельствовать в пользу верующего;

- напомнить как можно многим людям, в том числе и иноверцам, об исламском празднике;

- поздравить как можно большее число мусульман с праздником и т.п.

12. Проявление радушия.К проявлению радушия можно отнести приветливое обращение с домочадцами, родственниками, прохожими. Раздача подарков, в особенности детям. Ведь это является одним из способов приобщения наших детей к религии. Раздача милостыни. И даже радушное приветствие брата по религии относится к садака. («Тухфату Аль-Ахуази», 1963)

13. Посещение, сцелью поздравить с айтом, родственников, друзей, знакомых, соседей, ученых.

14. И наконец, самым главным признаком праздника Курбан айт является закалывание жертвенного животного. Каждый верующий, кому шариатом предписано совершение жертвоприношения, обязан заколоть жертвенное животное.

Толығырақ ...

Что является предисторией Курбан айта?

Следует отметить, что предисторией Курбан айта, а именно хаджа и закалывания жертвенного животного, является постройка, по указанию Всевышнего, пророком Ибрахимом (мир ему) Каабы, а так же закалывание им своего сына Исмаила (мир ему). («Аль-Хадж», 26-28 аят, «Ас-Соффат», 102-110 аят)

Что примечательно, названия этого великого праздника на арабском и тюркском языках в полной мере раскрывают суть праздника. Так, в арабском языке слово «удхия» означает: жертвенное животное. В соответствии с этим, арабы именуют этот праздник «`Иду аль-удха» (дословно: праздник закалывания жертвенного животного).

Тюркское название «Курбан айт» происходит от синонима слова «удхия» – курбан. Слово же «курбан», в корне, имеет два значения: приближение и жертва. В этом случае имеется в виду приближение ко Всевышнему, посредством закалывания жертвенного животного.

Толығырақ ...

Что такое Курбан айт?

Курбан айт – один из больших праздников мусульман, который они празднуют согласно сунне двух пророк – «абуль-анбия» и «хатимуль-анбия».

Абуль-анбия – отец пророков. Им является пророк Ибрахим (мир ему).

Хатимуль-анбия – печать пророков. Им является наш пророк Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

После стояния на Арафате 9-го дня ЗульХиджы и ночевки на Муздалифе, паломники направляются в Мекку и там, после совершения 10-го Зуль-Хиджы айт намаза, приступают к одному из важных поклонений, совершаемых во время хаджа, а именно – к закалыванию жертвенных животных.

Именно про эту сунну мы упомянули в начале нашего разговра. Ведь когда сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Чем является закалывание жертвенного животного?»,-Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это – сунна вашего предка Ибрахима (мир ему)». («Сунану Ибн Маджа», 3127)

Толығырақ ...

Адаб Курбан айта

- Обязательное посещение мужчинами айт намаза. Это требование не касается женщин, так как, шариат не вменяет в их обязанности совершение намазов джамаатом. Но, при желании, женщины могут присутствовать на айт намазе. Тем более, что во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) женщины-сахабы присутствовали на айт намазах. (Сахих Аль-Бухари», 918) Следует лишь принят все меры предосторожности, да бы не привлекать к себе внимание мужчин.

- Поздравление мусульман друг друга с наступлением Курбан айта. Так делали сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а так же таби`ины.

- Частое произношение такбира (слов, возвеличивания Всевышнего Аллаха). Следует напомнить, что такбиры бывают двух видов: мукаййад и мутлак. И здесь речь идет о такбире-мутлак.

Такбир-мукаййад – это такбир, произношение которого ограничено по форме, количеству, времени и месту. К примеру, такбир-ташрик является такбиром мукаййад. Почему? Да потому, что его произносят в определенной форме. Это: Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха иллал-лаху, Аллаху акбар. Аллаху акбар, уа лил-ляхиль-хамд (Аллах - Велик, Аллах - Велик, Аллах - Велик, нет божества, кроме Аллаха. Аллах - Велик и вся хвала достойна Аллаха)

Произношение такбира-ташрик ограничено по времени. Ведь его, в обязательном порядке, произносят на протяжении пяти дней месяца Зуль-Хиджы, начиная с утреннего намаза 9-го Зуль-Хиджы до намаза аср, включительно, 13-го Зуль-Хиджы.

В вышеуказанные дни такбир-ташрик в обязательном порядке произносится после совершения предписанной части намаза, что является ограничением по месту.

В отличие от такбира-мукаййад, такбир-мутлак не имеет ни каких ограничений. То ест, его можно произносить как можно чаще, в любое время и в любом месте, в котором поминание Всевышнего не является макрухом. Например, в отхожем месте.

Частое произношение, в дни Курьбан айта, такбира-мутлак является привычкой сподвижников.

Остается добавить, что мужчины произносят такбир вслух, а женщины тихим голосом или же просебя, если рядом есть чужие мужчины.

- Выражение благодарности Всевышнему Аллаху, что выражается в закалывании жертвенного животного, в совершении большого количества нафиль намазов, в частом чтении Корана, в даче садака, посещении родственников и т.п. Так, Таус (да смилуется над ним Всевышний) сказал: «Самым предпочтительным деянием рабов Аллаха в этот день, после закалывания жертвенного животного, является посещение родственников».

- Искреннее покаяние в грехах и намерение впредь не совершать их.

- Отстранение себя от совершения грехов. Ведь дни айта, в соответствии с природой Ислама, – это дни подчинения и поклонения Всевышнему. Этим и отличаются ммусульманские праздники от других праздников. Ведь не секрет, что во время различных государственных праздников резко возрастает число различных преступлений. А иначе зачем, в праздничные дни, переводить полицию на усиленный режим несения службы?!

Известный таби`ин Суфйан Ас-Саури сказал: «Первое, что мы будем делать в дни айта – будем потуплять взоры от созерцания запретного».

Один из праведников сказал: «Если верующий радуется возможности поклонения Всевышнему, то беспечный радуется бессмысленным развлечениям и следованию низменным влечениям».

- Прощение обид. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Предостерегайтесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не порывайте отношений друг с другом и будьте братьями, о рабы Аллаха!»(«Риядус-Солихин», 1567)

Толығырақ ...